Альбом классического вальса. Том 4

Альбом классического вальса. Том 4
Автор:
Сорокин К.
Изда­тель­ство:
Советский композитор
Год изда­ния:
1989
Стра­ниц:
168
Инстру­мент:
Фортепиано
Полезно? Поделись ссылкой!

Предлагаемое любителям музыки издание «Альбом классического вальса» включает написанные в форме вальса пьесы зарубежных, русских и советских композиторов. В истории мировой музыкальной культуры, пожалуй, не было более популярного и демократичного танца, чем вальс (weller, walzen, walzen — кружиться, скользить). Многие танцы оспаривают право считаться предшественниками, прообразами вальса, но ближе всего к нему лендлер («крестьянский вальс») — парный круговой танец в трехдольном размере, распространенный в Австрии, Чехии, Германии.

Появившись во второй половине XVIII века, вальс противопоставил чопорности и жеманности аристократических танцев простоту и непринужденность, естественность и живость движений. Каждый народ придал ему свой национальный колорит. Русский вальс с его своеобразной, подлинно народной мелодикой — также самобытное национальное явление.

С начала XIX века вальс буквально покорил весь мир, продолжая привлекать внимание и до нашего времени. Трудно представить композитора, который не отдал бы дань в своем творчестве этому увлекательному танцу. Моцарт одним из первых среди крупнейших композиторов неоднократно обращался к жанру вальса. В творчестве Шопена, Шуберта, Вебера, Шумана и др. этот жанр получил широкое распространение и дальнейшее развитие. Иоганн Штраус создал лучшие образцы венского вальса.

Жанровые свойства вальса — типичные ритмические и мелодические обороты, своеобразие аккомпанемента — нашли широкое применение и вне формы вальса, оказав большое влияние на музыкальное творчество XIX—XX веков. В русской музыке особенно ярко проявились поэтизация и симфонизация вальса («Вальс-фантазия» Глинки; в операх, симфониях, сюитах, балетах и романсах Чайковского). Способный воплотить разнообразные оттенки человеческих чувств — от нежного, грустного воспоминания до возвышенной, страстной патетики, вальс глубоко проник в область музыкальной лирики (от Алябьева, Варламова, Глинки до Глазунова и современных советских композиторов).

Составитель поставил себе задачей собрать наиболее значительные и ценные в художественном отношении образцы разных видов вальса с момента его возникновения и до наших дней. Значительная часть издания посвящена оригинальным фортепианным сочинениям, но имеются также вальсы из опер, балетов, оперетт и театральных постановок в переложении для фортепиано. Кроме пьес выдающихся композиторов включены некоторые вальсы и менее известных авторов, прошедшие сквозь фильтр времени (Дюрана, Годара, Мошковского и др.).

Все собрание разделено на четыре тома, из которых каждый делится на три раздела — вальсы зарубежных, русских и советских композиторов. Материал изложен в хронологическом порядке. В конце каждого тома представлены краткие сведения о композиторах.

К. Сорокин

Содержание:
  1. К. СИНДИНГ Вальс. Соч. 59 № 4
  2. Э. МАК-ДОУЭЛЛ Грустный вальс. Соч. 46 № 6
  3. Р. ШТРАУС Вальс из оперы „Кавалер роз”
  4. Э. МЕЛАРТИН Вальс бабочек. Соч. 22 № 17
  5. С. ПАЛЬМГРЕН Вальс. Соч. 22 № 10
  6. Б. БАРТОК Вальс
  7. 3. КОДАЙ Маленький вальс
  8. И. ХАННИКАЙНЕН Вальс. Соч. 17 № 1
  9. П. ХИНДЕМИТ Бостон
  10. Ф. ПУЛЕНК Вальс
  11. А. СКРЯБИН Два вальса. Соч. 1, соч. 38
  12. С. РАХМАНИНОВ Вальс. Соч. 10 № 2
  13. И. СТРАВИНСКИЙ Вальс из сюиты „Три легкие пьесы”
  14. Н. МЯСКОВСКИЙ Вальс. Соч. 73 № 4
  15. Я. СТЕПОВОЙ Маленький вальс
  16. А. ЛЕПИН Выпускной бал. Вальс
  17. Е. ГОЛУБЕВ Прерванный вальс. Соч. 27 № 24
  18. С. ТУЛИКОВ Вальс
  19. К. ХАЧАТУРЯН Вальс из оперетты „Простая девушка”
  20. Г. ГАЛЫНИН Вальс
  21. Ф. АМИРОВ Вальс
  22. К. МОЛЧАНОВ Мелиховский вальс
  23. А. ЭШПАЙ Вальс
  24. А. ХОЛМИНОВ Вальс из кинофильма „В стране равноправия”
  25. Р. ЩЕДРИН Котильон из балета „Анна Каренина”
  26. О. ДЮРАН Вальс. Соч. 83 № 1
  27. Б. ГОДАР Вальс. Соч. 56 № 2
  28. М. МОШКОВСКИЙ Вальс. Соч. 34 № 1

Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении