На рояле вокруг света 1 класс
Начальный период — пожалуй, самый ответственный этап в фортепианном обучении: именно в первый год занятий ребенок получает основные навыки игры на инструменте. При этом в музыкальную школу поступают дети разные не только по своим способностям, но и по возрасту — а как известно, занятия с пятилетним ребенком проходят во многом по-иному, нежели с семилетним. Исходя из этого, в сборнике представлены пьесы очень разные по требованиям, предъявляемым к исполнителю.
Еще Шопен рекомендовал начинать фортепианные занятия с освоения игры non legato — такой прием позволяет лучше почувствовать опору руки на клавиши. Связная игра вводится постепенно, поначалу лишь по 2-3 звука. Многие из произведений, включенных в настоящий сборник, строятся именно таким образом и адресованы самым маленьким. Важно, что подобные пьесы выдержаны в очень простом ритме и часто предполагают простейшую аппликатуру (пятипальцевые последования без смены позиций). Таковы, например, 2-я, 3-я и 5-я из Семи пьес К. Орфа. Кстати, подобное элементарное изложение делает их весьма подходящим материалом для чтения с листа в более старших классах. В этом смысле особенно выделяется 7-я пьеса, где партии обеих рук записаны на одном нотоносце.
Есть в сборнике и произведения достаточно сложные, подчас доступные лишь ученикам второго класса: например, «Сарабанда» А. Гедике, «Незабудка» В. Волкова или «В стране гномов» А. Роули — по-настоящему эффектная «концертная» пьеса, в которой ясно слышатся отголоски григовского стиля. Заметим, однако, что вопрос о «доступности» того или иного сочинения весьма индивидуален: то, что нелегко дается одному ученику, у другого может не вызвать особых затруднений.
Задавая пьесу своим питомцам, педагог руководствуется прежде всего двумя соображениями: с одной стороны, музыка должна заинтересовать ученика, разбудить его воображение, с другой — нельзя сбрасывать со счета и ее «полезности», способности развивать те или иные пианистические навыки. Впрочем, в каком порядке каждый преподаватель рассматривает оба эти критерия — дело сугубо индивидуальное.
Во вступительной статье уже говорилось о яркой образности — необходимом свойстве пьес для детей (заметим, кстати, что и во «взрослой» музыке это не менее важно). В настоящем сборнике особенно много программных пьес с элементами изобразительности, своего рода «звуковых портретов» зверей, птиц, насекомых — «Мотылёк» С. Майкапара, «Лесные птицы» А. Руббаха, «Ёжик» Д. Кабалевского, пьесы Г. Галынина, И. Черника. Вопреки всеобщей урбанизации, детские души до сих пор остаются открыты для восприятия образов природы, в том числе и в музыкальном искусстве. Что же касается пианистических приемов, необходимых для исполнения вышеперечисленных пьес, то тут подходят разноообразные способы игры non legato и staccato.
Работа над связностью представляется особенно насущной задачей для многих пианистов (и не только начинающих) — ударная природа фортепиано требует специальных усилий для своего преодоления. Навыки legato малыши могут развить, исполняя такие пьесы, как «Песня» Б. Бартока, «Наигрыш гобоя» Ж. Косма, «Горе куклы» А. Рюигрока, «Песня ветра» Ж. Касте- реда или «Грустно» Г. Фрида.
Полифоническое слышание музыкальной ткани целесообразно воспитывать с первого года занятий — таковы особенности нашего инструмента. В настоящем сборнике представлены примеры самого простого двухголосия. Среди них — «Танец с поклонами» Ю. Литовко, «Жалобная песня маленького негра» П. Мориса. В некоторых пьесах встречаются и моменты трехголосного изложения, как, например, в «Сарабанде» А. Гедике.
В сборник включены своего рода «характеристические этюды» на те или иные виды техники (в меньшей степени — на традиционные гаммообразные пассажи и фигурации, для работы над которыми имеется множество всем известных этюдов К. Шитте, К. Черни и т. д.). Иное дело «крупная техника» — ей обычно уделяется недостаточно внимания. Для освоения скачков подойдет пьеса «В цирке» А. Стоянова; научиться играть аккорды помогут «Грустная песенка» Э. Эксанишвили и «Воздушный корабль» 3. Борриса. Конечно, лиги в последней пьесе следует понимать не буквально, а как знак объединения аккордов во фразы. Своего рода этюд на педализацию представляет собой «Глубокий колодец» Я. Граубиня — образец музыкального импрессионизма (миниатюрное подобие «Затонувшего собора» К. Дебюсси).
Разумеется, польза от разучивания каждой пьесы сборника не исчерпывается лишь решением какой-либо одной методической задачи. Благодаря фольклорному элементу, присутствующему во многих пьесах, дети не только учатся преодолевать ритмические трудности в пьесах Б. Бартока или Б. Тобиса, или играть аккорды приемом «от клавиатуры» («Толстая, толстая водяная крыса» Э. Сигмейстера), но и делают первые шаги в постижении культуры разных народов. Так, упомянутая «Грустная песенка» Э. Эксанишвили — повод познакомиться с грузинским хоровым пением, «Ну-ка, встряхнись!» Э. Сигмейстера — с американским стилем «кантри». Пусть же через эти и другие маленькие пьесы перед детьми раскроется широкий мир. Ведь занятия музыкой — это в конечном счете постижение жизни во всей ее красоте и многообразии.
- С. Майкапар. Мотылёк
- А. Гедике. Сарабанда
- А. Гедике. Пьеса
- Г. Фрид. Грустно
- A. Руббах. Лесные птицы
- B. Волков. Незабудка
- Д. Кабалевский. Ёжик
- Г. Галынин. Чижик
- Г. Галынин. Медведь
- Г. Галынин. Зайчик
- C. Слонимский. Лягушки
- С. Слонимский. Кузнечик
- Ю. Литовко. Танец с поклонами
- Ж. Металлиди. Воробьишкам холодно
- Б. Тобис. Негритёнок грустит
- Б. Тобис. Негритёнок улыбается
- Я. Граубинь. Глубокий колодец
- Э. Эксанишвили. Грустная песенка
- A. Стоянов. В цирке
- B. Маркевичувна. Таинственный замок
- Й. Черник. Кукушка
- Й. Черник. Кошечка
- Й. Черник. Мотылёк
- Й. Черник. Собачка
- Й. Черник. Золотистый жучок
- Б. Барток. Синкопы
- Б. Барток. Венгерская народная песня
- Б. Барток. Песня
- 3. Боррис. Воздушный корабль
- К. Орф. Семь пьес
- А. Буш. Старинный танец
- А. Роули. В стране гномов
- А. Рюигрок. Кукольный танец
- А. Рюигрок. Горе куклы
- Э. Сати. Что сказала маленькая принцесса Тюльпанов
- А. Томази. Колыбельная маленькой арабской сестричке
- П. Морис. Жалобная песня маленького негра
- Ж. Кастеред. Песня ветра
- Ж. Косма. Наигрыш гобоя
- Э. Сигмейстер. Ну-ка, встряхнись!
- Э. Сигмейстер. Юноша и девушка
- Э. Сигмейстер. Джонни возвращается домой
- Э. Сигмейстер. Толстая, толстая водяная крыса
- Р. Кросс. Коломбина
- Р. Кросс. Моя овечка
- Б. Берлин. Спящий котёнок
- Б. Берлин. Пони «Звёздочка»
- Б. Берлин. Марширующие поросята
- М. Шмитц. Две пьесы
- Л. Ивенс. Начинаем чувствовать
- О. Питерсон. Зимний блюз
Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении
Уважаемые посетители, если вам нравится наш сайт, вы можете помочь в его продвижении и дальнейшем развитии. Будем благодарны любой материальной поддержке. Сумму пожертвования можно направить заполнив форму ниже