На рояле вокруг света 6 класс

На рояле вокруг света 6 класс
Автор:
Чернышков С.
Изда­тель­ство:
Классика-XXl
Год изда­ния:
2003
Стра­ниц:
78
Инстру­мент:
Фортепиано
Полезно? Поделись ссылкой!

С переходом ученика в старшие классы музыкальной школы приобщение его к музыкальным азам можно считать состоявшимся. Отныне для подростка начинается новый этап в постижении искусства. Многое к этому времени ему уже доступно, причем не только в технике игры на фортепиано, но и в художественном содержании. Особенно актуальным становится развитие у ученика эмоциональной чуткости, «душевной подвижности». Хочется также, чтобы перед юными музыкантами шире раскрывались звуковые, красочные тонкости, присущие фортепиано.

Именно поэтому в настоящем сборнике представлены произведения, близкие эстетике импрессионизма, а среди пьес романтической направленности преобладают опусы, ориентированные на колористически утонченный стиль Скрябина (в том числе среднего и даже позднего периодов). Так, явно в орбите скрябинских влияний находится музыка Ф. Акименко и М. Чернова — представителей петербургской композиторской школы, учеников Римского-Корсакова. Программные заголовки пьес Акименко — «В священной роще» и «Таинственная мелодия» — впрямую отсылают нас к эстетике «стиля модерн» начала XX века и дают педагогу прекрасную возможность почитать ученику стихи А. Блока и М. Волошина, показать ему репродукции картин Л. Бакста и К. Богаевского. «Водяная лилия» и «Одуванчик» М. Чернова тоже вызывают ассоциации не столько с конкретными растениями, сколько с «душами вещей» из метерлинковской «Синей птицы». К Серебряному веку русской культуры восходит и пьеса Н. Черепнина «Озеро». В оригинале автор снабдил название двумя подзаголовками: русским «Лебединое...», что прямо отсылает к «Лебединому озеру» П. Чайковского, и французским: «Cygnes ensorceles et nayades» («Очарованные лебеди и наяды»). Французский подзаголовок гораздо точнее передает содержание этой прелестной миниатюры. К тому же, в соответствии с традициями того времени, музыкальным пьесам часто давались именно французские названия.

Легкие отголоски скрябинского стиля слышатся в «Вальсе грёз» Е. Голубева, хотя этот композитор принадлежит уже к следующему поколению музыкантов. Еще одна пьеса, посвященная водной стихии, — «Лесное озеро» Я. Сибелиуса. При всем своеобразии стиля, она примыкает к упомянутым произведениям колористической направленности.

Разумеется, романтизм в музыкальной культуре XX века принимал подчас более простые, эмоционально непосредственные формы, соприкасаясь при этом и с миром «легкой», эстрадной музыки, и с сочинениями эпохи барокко. Таковы чувствительная «Ариетта» А. Скулте и знаменитое «Воспоминание» М. Таривердиева, знакомое каждому по телефильму «Семнадцать мгновений весны». Что же касается пьес «Памяти Шопена» А. Онеггера и «Воспоминание о Шопене» А. Казеллы, то в них романтический стиль оказывается отраженным в зеркале более поздней, «постромантической» культуры. Однако, быть может, именно острота и некоторая «шаржированность», с которой «схвачены» элементы шопеновского музыкального языка, облегчат детям первое соприкосновение с миром великого польского композитора.

Колористические искания, столь характерные для искусства XX столетия, нашли свое отражение в сочинениях музыкантов разных стран. Самым «отважным» педагогам — любителям необычных эффектов — можно порекомендовать «Колокола» С. Слонимского — пьесу, в которой применяются особые способы звукоизвлечения: игра руками (иногда даже кулаками!) по произвольно взятым открытым струнам рояля. По сравнению с таким «авангардным» звучанием «Сны старого пруда» Н. Сидельникова выглядят гораздо более традиционно, вызывая в памяти загадочные страницы музыки К. Дебюсси.

Своего рода «воспоминанием о Равеле» можно назвать пьесу Ю. Крейна «Первые веточки». Это легко объяснимо: композитор получил музыкальное образование во Франции, занимаясь, в том числе, под руководством самого Равеля. Влияния французского импрессионизма с разной степенью отчетливости обнаруживаются в музыке испанских и южноамериканских авторов — в пьесах «Танец трёх девушек» X. Родригоса, «Жонглёры» и «Вид Гранады» X. Турины, «Allegro» из «Детской сюиты» Э. Вила-Лобоса, «Танец индейцев» Л. Пачеко де Геспедеса, «Креольский танец» А. Хинастеры. В последнем слышатся также и отголоски джаза. Освоение этих пьес представляет непростую задачу, особенно в связи с присущими им ритмическими и артикуляционными сложностями. Например, «Танец индейцев» Пачеко де Геспедеса можно назвать «этюдом на полиритмию», упомянутое «Allegro» Вила-Лобоса — «этюдом на стаккато».

Передача национально-характерного в гармонически и ритмически обостренной форме — неотъемлемая черта музыки XX века. Своеобразная экзотическая красота фольклора раскроется перед детьми не только в упомянутых испанских и латиноамериканских пьесах, но и в напористом «Медвежьем танце» Б. Бартока, и утонченной «Мазурке» К. Шимановского. Однако танце вал ьность, определяющая характер многих пьес сборника, не обязательно предстает в фольклорном облике. «Дюймовочка» С. Слонимского имеет своим прототипом многочисленные гротесково-«игрушечные» вальсы, вроде «Табакерочного вальса» А. Даргомыжского, «Музыкальной табакерки» А. Лядова или «Вальса-шутки» Д. Шостаковича.

Сборник завершают пьесы «легкого жанра» (но не такие уж легкие для исполнения!). «Танцующий скрипач» Д. Крамера знакомит учеников со стилем «кантри». В ритмическом и звуковом отношении пьеса, пожалуй, проще других. Это и понятно: «кантри» — «деревенский» стиль. Что касается «Очень галантного кавалера» И. Якушенко — название говорит само за себя. Достаточно изысканный ритм, поиск особых тембровых красок, соответствующих инструментам джазового ансамбля: кларнету, саксофону или трубе, — все это ставит перед исполнителем серьезные звуковые задачи. В «Этюде» М. Дворжака художественное решение должна подсказать темповая ремарка Medium bossanova (боссанова — танец бразильского происхождения). Пусть исполнителя не смущают многочисленные синкопы, главное — сохранять ритмическую пульсацию. И еще: «Keep smiling...» — «Улыбайтесь». Улыбайтесь несмотря ни на что! Угрюмцы не играют в джазе...

Содержание:
  1. Ф. Акименко. В священной роще
  2. Ф. Акименко. Таинственная мелодия
  3. М. Чернов. Водяная лилия
  4. М. Чернов. Одуванчик
  5. Н. Черепнин. Озеро
  6. Е. Голубев. Вальс грёз
  7. Ю. Крейн. Первые веточки
  8. Н. Сидельников. Сны старого пруда
  9. С. Слонимский. Дюймовочка
  10. С. Слонимский. Колокола
  11. А. Бабаджанян. Экспромт
  12. А. Скулте. Ариетта
  13. К. Шимановский. Мазурка
  14. Б. Барток. Медвежий танец
  15. Б. Барток. Обертоны
  16. Я. Сибелиус. Лесное озеро
  17. А. Онеггер. Памяти Шопена
  18. А. Казелла. Воспоминание о Шопене
  19. X. Турина. Жонглёры
  20. X. Турина. Вид Гранады
  21. X. Родригос. Танец трёх девушек
  22. Э. Вила-Лобос. Allegro
  23. Л. Пачеко де Геспедес. Танец индейцев
  24. А. Хинастера. Креольский танец
  25. М. Таривердиев. Воспоминание
  26. И. Якушенко. Очень галантный кавалер
  27. Д. Крамер. Танцующий скрипач
  28. М. Дворжак. Этюд

Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении