На рояле вокруг света 4 класс. Составитель Чернышков С.

На рояле вокруг света 4 класс. Составитель Чернышков С.
Автор:
Чернышков С.
Изда­тель­ство:
Классика-XXI
Год изда­ния:
2003
Стра­ниц:
77
Инстру­мент:
Фортепиано
Полезно? Поделись ссылкой!

На протяжении полутора столетий в детском музыкальном репертуаре прочно утвердилась программная музыка. Немало програмных сочинений и в антологии. Но характер их изменяется от сборника к сборнику. В настоящем выпуске, по сравнению с предыдущими, программность становится более обобщенной и одновременно многозначной — в музыке господствует не столько звукоизобразительность, сколько передача эмоционального состояния.

Открывает сборник романтическая «Прелюдия» Р. Глиэра. Светлые и несколько томные «весенние» настроения господствуют в ее первой половине. «Сочная» кантилена в левой руке на фоне остинат- ного сопровождения приводит к мощной, «по-рах- маниновски» звучащей аккордовой кульминации. Сходна по изложению, но более сдержанна в эмоциональном плане известная пьеса «В полях» того же автора. Плиэровский «Эскиз», с его прихотливо вьющейся мелодической линией, можно уподобить «этюду на гибкость». Этого навыка в игре начинающих — да и не их одних — обычно недостает. Схожие задачи ставит перед учеником и «Маленький этюд» А. Железновой. Не следует буквально понимать выдержанные звуки в правой руке — важно слышать образуемую ими мелодическую линию.

«Странствующие облака» А. Гречанинова требуют от исполнителя непринужденного и текучего legato при передаче мелодии из одной руки в другую и к выдержанным нотам. Той же ловкости следует добиваться и в «Узорах» А. Гедике — правда, в отличие от упомянутых «Облаков», эта пьеса — скер- цозного характера.

«Ариетта» С. Майкапара стилизована под элегическую итальянскую арию эпохи барокко, на что указывает и полифоническое изложение среднего раздела.

В сборник включен целый ряд художественных пьес этюдного характера. Среди них «Бурный поток» С. Майкапара. Фактура пьесы, распределенная между двумя руками, позволяет достичь стремительного темпа и яркой динамической амплитуды, воспитывает в ученике пианистическую свободу, раскованность. «Песня веретена» А. Гедике учит юных пианистов манере исполнения трели. «Танец лесных росинок» Г. Фрида позволяет изучить прием martellato.

Многие пьесы этого сборника помогают учащимся почувствовать красоту и тонкость педализации. Поэтичные «Розы» Е. Голубева учат объединять педалью кантиленную мелодию в среднем голосе, мягкое portamento в левой руке и прозрачные «капельки росы» — стаккатные звуки в верхнем регистре. Эта пьеса напоена «весенними ароматами», так же как и сочинения И. Парфёнова («Черёмуха над водой», «В весеннем лесу»), Н. Ракова («Первые фиалки»). Миниатюра «Черёмуха над водой» И. Парфёнова побуждает познакомить учеников с G-dur'Hoft прелюдией С. Рахманинова, послужившей образцом для ее написания. То же можно сказать и о пьесе И. Красильникова «Какие красивые цветы!», напоминающей фактурой и названием романс С. Рахманинова «Маргаритки». В пьесе В. Кикты «Гусляр Садко» проступает связь с оперой Н. А. Римского-Корсакова «Садко» и балладой А. Лядова «Про старину».

Две пьесы С. Губайдулиной «Птичка-синичка» и «Медведь-контрабасист и негритянка» написаны в русле музыкального авангарда. Они знакомят юных пианистов с интересным направлением искусства XX века.

«Танец» М. Парцхаладзе (лезгинка) требует от исполнителя ритмической устойчивости и «четких пальцев». В концерте ей может предшествовать изящное «Андантино» Э. Хагагортяна. Главная «изюминка» этой пьесы — ритмическая многозначность: при выставленном размере 6/в аккомпанемент в некоторых разделах пьесы идет фактически на 3/4. Южный колорит сближает эти произведения с «Колыбельной песней» болгарина П. Хаджиева.

Звуковой облик «Сказочки» М. Негри определяется тем, что пьеса была написана для арфы. На это указывают и арпеджированные аккорды. «Вальс» Б. Бриттена имеет довольно сложную жанровую природу. В нем композитор идет вслед за своими соотечественниками, английскими верджинелис- тами XVII века, создавшими много подобных вариаций на неизменный бас — пьес в жанре Ground (от англ, «земля», «основа»).

Совершенствование аккордовой техники можно считать главной методической задачей, которую ставят перед учеником публикуемые в сборнике пьесы А. Казеллы и Ф. Пуленка. В «Сицилиане» А. Казеллы довольно грузные аккорды в аккомпанементе должны звучать очень тихо и собранно на фоне продолжительно разворачивающейся мелодии. Название миниатюры Ф. Пуленка — «Стаккато» — уже само по себе указывает на основной прием исполнения, требующий особой активности, цепкости в кончиках пальцев.

Волшебный мир «Принцессы Грёзы» П. Сан- кана в чем-то соприкасается с атмосферой «Роз» Е. Голубева и требует от исполнителя такого же тонкого колористического чутья. Рядом с этими пьесами «Пусть мама баюкает» Э. Вила-Лобоса и «Колыбельная» Э. Сигмейстера (рисунком аккомпанемента напоминающая вальс-бостон) представляются более простыми и доступными.

Пьесы С. Баневича к сказке «Русалочка» X. К. Андерсена — «Вальс», «Танец Русалочки на балу» и «Храни вас море!» — пример удачной детской музыки, лежащей на грани серьезного и легкого жанров. А потому они равно пригодны и для непринужденного домашнего музицирования и для исполнения в стенах музыкальной школы.

Вошедшие в сборник эстрадные и джазовые пьесы очень разнятся по стилям и исполнительским требованиям. Например, «Ёж» Э. Сигмейстера примыкает к стилю «кантри», а «Вальс» А. Эшпая и популярная песня «Твоей улыбки тень» Д. Менделя близки французскому шансону 1960-х годов. «Пьеса» О. Питерсона, «Джаз» Ж. Рюеффа или «Тётушка Тисси» Л. Ивенса могут играться резковатым «джазовым» туше, в то время как для исполнения «Вальса» А. Эшпая важно благородство звукоизвлечения.

Ученик встретится во многих пьесах со значительными ритмическими, координационными и техническими трудностями, обусловленными обилием синкоп и многозвучных аккордов. Дело педагога — прийти на помощь ученику, показать упражнения, облегчающие овладение сложным материалом.

На протяжении полутора столетий в детском музыкальном репертуаре прочно утвердилась программная музыка. Немало програмных сочинений и в антологии. Но характер их изменяется от сборника к сборнику. В настоящем выпуске, по сравнению с предыдущими, программность становится более обобщенной и одновременно многозначной — в музыке господствует не столько звукоизобразительность, сколько передача эмоционального состояния.

Содержание:

Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении