На рояле вокруг света 2 класс

На рояле вокруг света 2 класс
Автор:
Чернышков С.
Изда­тель­ство:
Классика-XXl
Год изда­ния:
2003
Стра­ниц:
53
Инстру­мент:
Фортепиано
Полезно? Поделись ссылкой!

Пьесы, публикуемые в сборнике для второго класса, по своему характеру и задачам во многом сходны с теми, что были представлены на страницах предыдущего выпуска антологии. Среди музыкально-изобразительных программных пьес, которым по традиции уделяется большое место в начальном обучении, появляются произведения с элементами «действенности», «театральности» — в духе знаменитого фортепианного цикла М. Мусоргского. Например, в такой пьесе, как «Голодная кошка и сытый кот» А. Самонова, ясно прочитывается аналогия с «Двумя евреями» из «Картинок с выставки». Подобное встретим мы в миниатюрах Ф. Рыбицкого «Кот и мышь», В. Гаврилина «Лисичка поранила лапу». Исполнение таких пьес должно опираться на способность к перевоплощению, присущую всем детям в их играх. Названия, в большинстве своем, дают лишь толчок фантазии. Каждый педагог сам знает, что он расскажет своему питомцу в связи со «Сказкой о короле-волшебнике» А. Томази, «Древней повестью» Н. Мясковского, «Легендой» С. Майкапара или «Мечтой медвежонка» A. Рекашюса. Или он сам сыграет пьесу ученику и попросит его рассказать какую-то историю. Тут открывается простор для творчества и импровизации. Музыкальный язык пьес этого сборника сложнее: здесь мы встречаем специфические черты музыки XX века — ладовые и колористические искания, гармоническую остроту, порою доходящую до открытой диссонантности («В горах» и «Наигрыш» А. Шнитке, «Дюймовочка» С. Губайдулиной, «Пёс Филипс идёт на прогулку» И. Темла). Каждый педагог, в соответствии со своей эрудированностью, может подметить в пьесах черты стиля того или иного классика музыки XX века. Так, например, Н. Бентцон («Маленькая пьеса»), думается, испытывает влияние П. Хиндемита; образы дальних экзотических стран в сюите «Соседи» М. Хайд и пьесах Д. Ранки («Полинезийская колыбельная», «Свирель из Лаоса») потребовали для своего воплощения художественных решений в духе позднего К. Дебюсси. На начальном этапе обучения, пока у ребенка еще не сформировались стилевые предпочтения, такие музыкальные средства могут быть восприняты легче, чем в последующие годы. Второй класс — период, когда особенно важным становится укрепление и совершенствование тех первоначальных технических навыков, которые были освоены на протяжении первого года занятий. Так, на приемах поп legato и staccato, с которых начиналось обучение на фортепиано, построен «Медвежонок» B. Золотарёва, а также многие пьесы скерцозного и токкатного характера («Птички» А. Караманова, «Игра в мышки» А. Жилинскиса, «Танец дикарей» Е. Накады). Для работы над беглостью можно порекомендовать «Прозрачный ручеёк» Ш. Кёклена — этюд на гаммы, ставящий, вдобавок, непростую ритмическую задачу: он записан без деления на такты. Строго говоря, композитор поступил вполне последовательно — ведь журчание ручья не подвержено метрической пульсации. «Каприччио» В. Гаврилина поможет освоению такой довольно трудной для малышей фактурной формулы, как «альбертиевы басы». В начальных классах музыкальной школы едва ли можно говорить о крупной технике в подлинном смысле слова — ведь многие дети семи-восьми лет не берут октаву. Однако исполнение аккордов заслуживает внимания и в этот период обучения. Соответствующий материал есть в предлагаемом сборнике («Осенью» С. Майкапара, «Рыцари с картинки» Ю. Левитина, «Игра в мышки» А. Жилинскиса). Широкие скачки с переносом левой руки через правую встречаются в пьесе «Каждый вечер» Э. Сигмейстера. Работа над полифонией обычно ведется в музыкальной школе на материале музыки И. С. Бахай других мастеров эпохи барокко. Однако полифонические задачи должны ставиться перед учениками и в произведениях других эпох. В данный сборник включены разные по сложности пьесы: так, «Пастух и пастушка» А. Томази доступна большинству учеников, а «Полевая песня» Н. Мясковского, с ее четырехголосным складом, будет по силам лишь немногим второклассникам. Педаль нередко называют «душой фортепиано». Увы, с этой точки зрения игра начинающих долгое время остается «бездушной». Исправлению этого недостатка могут послужить многочисленные «этюды на педализацию» — от романтических пьес С. Майкапара «Осенью» и «Легенда» до импрессионистических — А. Живцова «В пещере», А. Роули «Волшебное озеро», X. Оки «Холм цветущих бутонов». Как и в других выпусках антологии, в сборнике широко представлены пьесы в танцевальных жанрах. Тут и менуэт («Старинный танец» В. Косенко), и вальс («Медленный вальс» А. Гедике, «Прогулка» Ф. Рыбицкого, «Разбитая кукла» Ф. Констана), и мазурка («Хромой кузнечик» А. Живцова), и тарантелла («Прятки» Ф. Констана), и полька («Танец куклы» И. Берковича, «Танец медвежат» Ю. Виноградова). Наконец, педагоги найдут здесь целый ряд образцов американской бытовой музыки в произведениях Э. Сигмейстера: буги- вуги («Поезд идёт»), спиричуэл («Никто не знает моих мучений»), блюз («Каждый вечер», «Ковбойская песня» и «Прощай!»).

Содержание:
  1. Н. Мясковский. Полевая песня
  2. Н. Мясковский. Древняя повесть
  3. С. Майкапар. Легенда
  4. С. Майкапар. Осенью
  5. A. Гедике. Медленный вальс
  6. Ю. Слонов. Листок из альбома
  7. Ю. Виноградов. Танец медвежат
  8. Ю. Левитин. Рыцари с картинки
  9. B. Золотарёв. Медвежонок
  10. А. Живцов. В пещере
  11. А. Живцов. Хромой кузнечик
  12. А. Шнитке. В горах
  13. А. Шнитке. Наигрыш
  14. A. Самонов. Голодная кошка и сытый кот
  15. B. Гаврилин. Лисичка поранила лапу
  16. B. Гаврилин. Каприччио
  17. C. Губайдулина. Дюймовочка
  18. В. Косенко. Старинный танец
  19. И. Беркович. Танец куклы
  20. А. Караманов. Птички
  21. Э. Абрамян. Хорал
  22. А. Жилинскис. Игра в мышки
  23. А. Рекашюс. Мечта медвежонка
  24. Ф. Рыбицкий. Кот и мышь
  25. Ф. Рыбицкий. Прогулка
  26. И. Темл. Пёс Филипс идёт на прогулку
  27. Д. Ранки. Полинезийская колыбельная
  28. Д. Ранки. Свирель из Лаоса
  29. Н. Бентцон. Маленькая пьеса
  30. А. Роули. Волынщик
  31. А. Роули. Китайский мальчик
  32. А. Роули. Волшебное озеро
  33. П. Морис. Пудель с деревянной ногой
  34. А. Томази. Пастух и пастушка
  35. А. Томази. Сказка о короле-волшебнике
  36. Ф. Констан. Разбитая кукла
  37. Ф. Констан. Прятки
  38. Ш. Кёклен. Прозрачный ручеёк
  39. П. Дюбуа. Пьеса
  40. М. Хайд. Сюита «СОСЕДИ»
  41. X. Оки. Холм цветущих бутонов
  42. X. Окумура. Кукольная колыбельная с острова Окинава
  43. Б. Канэда. Спокойная ночь осенью
  44. Б. Канэда. Давным-давно
  45. Е. Накада. Танец дикарей
  46. Э. Сигмейстер. Никто не знает моих мучений
  47. Э. Сигмейстер. Прошай!
  48. Э. Сигмейстер. Ковбойская песня
  49. Э. Сигмейстер. Каждый вечер
  50. Э. Сигмейстер. Поезд идёт
  51. Т. Джонс. Ребёнок родился

Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении