На рояле вокруг света 2 класс
Пьесы, публикуемые в сборнике для второго класса, по своему характеру и задачам во многом сходны с теми, что были представлены на страницах предыдущего выпуска антологии. Среди музыкально-изобразительных программных пьес, которым по традиции уделяется большое место в начальном обучении, появляются произведения с элементами «действенности», «театральности» — в духе знаменитого фортепианного цикла М. Мусоргского. Например, в такой пьесе, как «Голодная кошка и сытый кот» А. Самонова, ясно прочитывается аналогия с «Двумя евреями» из «Картинок с выставки». Подобное встретим мы в миниатюрах Ф. Рыбицкого «Кот и мышь», В. Гаврилина «Лисичка поранила лапу». Исполнение таких пьес должно опираться на способность к перевоплощению, присущую всем детям в их играх. Названия, в большинстве своем, дают лишь толчок фантазии. Каждый педагог сам знает, что он расскажет своему питомцу в связи со «Сказкой о короле-волшебнике» А. Томази, «Древней повестью» Н. Мясковского, «Легендой» С. Майкапара или «Мечтой медвежонка» A. Рекашюса. Или он сам сыграет пьесу ученику и попросит его рассказать какую-то историю. Тут открывается простор для творчества и импровизации. Музыкальный язык пьес этого сборника сложнее: здесь мы встречаем специфические черты музыки XX века — ладовые и колористические искания, гармоническую остроту, порою доходящую до открытой диссонантности («В горах» и «Наигрыш» А. Шнитке, «Дюймовочка» С. Губайдулиной, «Пёс Филипс идёт на прогулку» И. Темла). Каждый педагог, в соответствии со своей эрудированностью, может подметить в пьесах черты стиля того или иного классика музыки XX века. Так, например, Н. Бентцон («Маленькая пьеса»), думается, испытывает влияние П. Хиндемита; образы дальних экзотических стран в сюите «Соседи» М. Хайд и пьесах Д. Ранки («Полинезийская колыбельная», «Свирель из Лаоса») потребовали для своего воплощения художественных решений в духе позднего К. Дебюсси. На начальном этапе обучения, пока у ребенка еще не сформировались стилевые предпочтения, такие музыкальные средства могут быть восприняты легче, чем в последующие годы. Второй класс — период, когда особенно важным становится укрепление и совершенствование тех первоначальных технических навыков, которые были освоены на протяжении первого года занятий. Так, на приемах поп legato и staccato, с которых начиналось обучение на фортепиано, построен «Медвежонок» B. Золотарёва, а также многие пьесы скерцозного и токкатного характера («Птички» А. Караманова, «Игра в мышки» А. Жилинскиса, «Танец дикарей» Е. Накады). Для работы над беглостью можно порекомендовать «Прозрачный ручеёк» Ш. Кёклена — этюд на гаммы, ставящий, вдобавок, непростую ритмическую задачу: он записан без деления на такты. Строго говоря, композитор поступил вполне последовательно — ведь журчание ручья не подвержено метрической пульсации. «Каприччио» В. Гаврилина поможет освоению такой довольно трудной для малышей фактурной формулы, как «альбертиевы басы». В начальных классах музыкальной школы едва ли можно говорить о крупной технике в подлинном смысле слова — ведь многие дети семи-восьми лет не берут октаву. Однако исполнение аккордов заслуживает внимания и в этот период обучения. Соответствующий материал есть в предлагаемом сборнике («Осенью» С. Майкапара, «Рыцари с картинки» Ю. Левитина, «Игра в мышки» А. Жилинскиса). Широкие скачки с переносом левой руки через правую встречаются в пьесе «Каждый вечер» Э. Сигмейстера. Работа над полифонией обычно ведется в музыкальной школе на материале музыки И. С. Бахай других мастеров эпохи барокко. Однако полифонические задачи должны ставиться перед учениками и в произведениях других эпох. В данный сборник включены разные по сложности пьесы: так, «Пастух и пастушка» А. Томази доступна большинству учеников, а «Полевая песня» Н. Мясковского, с ее четырехголосным складом, будет по силам лишь немногим второклассникам. Педаль нередко называют «душой фортепиано». Увы, с этой точки зрения игра начинающих долгое время остается «бездушной». Исправлению этого недостатка могут послужить многочисленные «этюды на педализацию» — от романтических пьес С. Майкапара «Осенью» и «Легенда» до импрессионистических — А. Живцова «В пещере», А. Роули «Волшебное озеро», X. Оки «Холм цветущих бутонов». Как и в других выпусках антологии, в сборнике широко представлены пьесы в танцевальных жанрах. Тут и менуэт («Старинный танец» В. Косенко), и вальс («Медленный вальс» А. Гедике, «Прогулка» Ф. Рыбицкого, «Разбитая кукла» Ф. Констана), и мазурка («Хромой кузнечик» А. Живцова), и тарантелла («Прятки» Ф. Констана), и полька («Танец куклы» И. Берковича, «Танец медвежат» Ю. Виноградова). Наконец, педагоги найдут здесь целый ряд образцов американской бытовой музыки в произведениях Э. Сигмейстера: буги- вуги («Поезд идёт»), спиричуэл («Никто не знает моих мучений»), блюз («Каждый вечер», «Ковбойская песня» и «Прощай!»).
- Н. Мясковский. Полевая песня
- Н. Мясковский. Древняя повесть
- С. Майкапар. Легенда
- С. Майкапар. Осенью
- A. Гедике. Медленный вальс
- Ю. Слонов. Листок из альбома
- Ю. Виноградов. Танец медвежат
- Ю. Левитин. Рыцари с картинки
- B. Золотарёв. Медвежонок
- А. Живцов. В пещере
- А. Живцов. Хромой кузнечик
- А. Шнитке. В горах
- А. Шнитке. Наигрыш
- A. Самонов. Голодная кошка и сытый кот
- B. Гаврилин. Лисичка поранила лапу
- B. Гаврилин. Каприччио
- C. Губайдулина. Дюймовочка
- В. Косенко. Старинный танец
- И. Беркович. Танец куклы
- А. Караманов. Птички
- Э. Абрамян. Хорал
- А. Жилинскис. Игра в мышки
- А. Рекашюс. Мечта медвежонка
- Ф. Рыбицкий. Кот и мышь
- Ф. Рыбицкий. Прогулка
- И. Темл. Пёс Филипс идёт на прогулку
- Д. Ранки. Полинезийская колыбельная
- Д. Ранки. Свирель из Лаоса
- Н. Бентцон. Маленькая пьеса
- А. Роули. Волынщик
- А. Роули. Китайский мальчик
- А. Роули. Волшебное озеро
- П. Морис. Пудель с деревянной ногой
- А. Томази. Пастух и пастушка
- А. Томази. Сказка о короле-волшебнике
- Ф. Констан. Разбитая кукла
- Ф. Констан. Прятки
- Ш. Кёклен. Прозрачный ручеёк
- П. Дюбуа. Пьеса
- М. Хайд. Сюита «СОСЕДИ»
- X. Оки. Холм цветущих бутонов
- X. Окумура. Кукольная колыбельная с острова Окинава
- Б. Канэда. Спокойная ночь осенью
- Б. Канэда. Давным-давно
- Е. Накада. Танец дикарей
- Э. Сигмейстер. Никто не знает моих мучений
- Э. Сигмейстер. Прошай!
- Э. Сигмейстер. Ковбойская песня
- Э. Сигмейстер. Каждый вечер
- Э. Сигмейстер. Поезд идёт
- Т. Джонс. Ребёнок родился
Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении
Уважаемые посетители, если вам нравится наш сайт, вы можете помочь в его продвижении и дальнейшем развитии. Будем благодарны любой материальной поддержке. Сумму пожертвования можно направить заполнив форму ниже