На рояле вокруг света 3 класс
Сборник для третьего класса адресован детям, уже получившим первоначальные навыки игры на инструменте — следовательно, задачи, стоящие перед учениками, усложняются. Хотя по образному строю некоторые пьесы соприкасаются с освоенными ранее, смысловые «акценты» в сборнике поставлены уже несколько по-иному. Значительное внимание уделено произведениям, примыкающим к романтическому стилю. Они призваны подготовить детей к знакомству с русской классикой — музыкой П. Чайковского, А. Лядова, А. Аренского, С. Рахманинова. Не все ученики музыкальной школы дойдут в своем продвижении до разучивания рахманиновских сочинений, однако навыки для их восприятия могут быть заложены уже на раннем этапе обучения.
Показательна в этом смысле «Миниатюра» А. Гедике — своего рода маленький романс, или точнее — «дуэт», требующий от исполнителя настоящего «пения» на рояле (вдобавок, исполняемого «перекрещенными» руками), умения продолжительно вести «вокальные» линии, дифференцировать звучание мелодии и аккомпанемента в одной руке, тонко педализировать. Пьеса эта довольно сложная, она по силам лишь «подвинутым» ученикам. Более доступной, при сходных задачах, представляется помещенная в сборник «Прелюдия» того же автора.
Пьеса «Облака плывут» С. Майкапара из его известного сборника «Бирюльки» привлекательна своим сумрачным импрессионистическим колоритом, широтой регистрового охвата. Возможно также, что именно в этой пьесе дети впервые встретятся с красочными возможностями левой педали. Параллельное движение мелодий в обеих руках при кажущейся простоте требует внимательнейшего контроля за соотношением звучаний (особенно в тех местах, где партия правой руки изложена двухголосно).
«Три пьесы» А. Гречанинова по стилю очень типичны для этого признанного мастера детской музыки, но известны гораздо меньше тех, что включены в его циклы «Детский альбом» и «Бусинки». В «Сиротке» следует обратить внимание на объединение коротких мотивов - «вздохов» в продолжительную линию. В пьесе «Танцуя» трудность заключена прежде всего в ритме. По жанру это — мазурка, а опыт показывает, что ритмическая прелесть бальных танцев не без труда постигается современными детьми. «Восточный напев», помимо характерных интонаций (тут вспоминается «восточная» музыка учителя А. Гречанинова — Н. А. Римского-Корсакова), примечателен речитативом при переходе к репризе. Сделать его убедительным в ритмическом отношении ученику бывает непросто.
В «Маленькой танцовщице» А Гладковского обнаруживается влияние музыки А. Лядова, что служит ступенью к постижению стиля лядовской «Музыкальной табакерки» и его же «Маленького вальса».
«Свирель» и «Весенний ручей» А. Живцова уместно изучать одновременно, рассматривая их как своего рода «парные этюды» — на правую и левую руку. Непрерывное движение пятипальцевых фигур в левой руке предъявляет к исполнителю немалые требования, касающиеся ровности и выдержки.
Особую задачу ставит перед учащимися средняя часть пьесы Г. Галынина «Лебеди». Изложенная параллельными квартами, она представляет собой «мини-этюд» на двойные ноты. Каждая из четырех пьес И. Парфёнова — яркая характерная музыкальная картинка. При несложных фактурных средствах и очень удобном изложении, все они звучат эффектно, по-оркестровому. Так, в «Белочке», зримо воссоздающей быстрые и одновременно прерывистые движения этого лесного зверька, ясно слышатся две флейты. Ища ответ на вопрос «О чём пела кукушка?», следует не упустить из виду звуковой колорит ее «кларнетных» реплик. Тембр фагота господствует в среднем разделе «Танца зелёной лягушки». Если лягушка у И. Парфёнова предпочитает мазурку, то «Васька-кот танцует гавот». В этой остроумной пьесе, в полном соответствии с особенностями старинного танцевального жанра, использованы полифонические средства.
Трудность «Чёртова колеса» С. Слонимского заключена не только в непривычном музыкальном языке (правая рука играет на белых, левая — на черных клавишах). Ровное martellato в сочетании с постепенным ускорением темпа делает этот политональный «этюд» одной из самых сложных пьес в сборнике. Две другие пьесы того же автора — «Маленькое рондо» и «Чарли Чаплин насвистывает» — являются ироническим переосмыслением американской эстрады. Первая имеет своим прообразом стиль «кантри», вторая — фокстроты 20-х — 30-х годов прошлого века.
В «Жалобе» М. Парцхаладзе, с ее характерным синкопированным аккомпанементом и восточным колоритом, ясно слышны отголоски популярного в детском репертуаре «Андантино» А. Хачатуряна. Тут следует обратить особое внимание на динамическую независимость партий обеих рук: синкопы в аккомпанементе не должны влиять на мягкие разрешения в мелодии. Таинственный звуковой «пейзаж» В. Кур- тиди «В лесу», помимо колористической тонкости, требует от исполнителя ровной и тихой игры трелей, что, как известно, является проблемой не только для начинающих. Пьеса дает прекрасную возможность поработать над этим весьма трудным видом техники.
В вальсообразной «Вечерней сказке» А. Хачатуряна ученикам стоит обратить внимание на обычную для такого рода пьес ритмическую задачу — устойчивость аккомпанемента. Необходимо дослушивать паузы на первой доле такта в левой руке и внимательно следить за тем, чтобы вторая и третья четверти в аккомпанементе не «слипались» друг с другом. Стилизованная «Сицилиана» Л. Вайнштейна, подобно известным пьесам М. Таривердиева, несет на себе некоторый налет «легкого жанра». Опасность преувеличить чувствительность в этой красивой пьесе может быть легко избегнута, если не затягивать темп, мыслить не восьмыми, а «двудольно».
«Вальс» В. Лютославского, с его продолжительной педалью, предполагает, что исполнитель стремится играть чуткими, «слышащими» пальцами. Лишь в этом случае может быть передано колористическое обаяние пьесы. Черты импрессионистической живописности слышны и в «Снежинках» А. Стоянова. Кстати, изложение, построенное на чередовании рук, перекликается с характерными особенностями многих пьес К. Дебюсси.
Исполняя пьесу Ф. Рыбицкого «Танго», учащийся получает представление об эстетических и стилистических особенностях этого популярного латиноамериканского танца. Другая пьеса Рыбицкого, «Итальянская серенада», имеет ярко выраженную методическую направленность: в ней ребенок учится связно вести мелодию, изложенную аккордами.
В давние времена в Германии и Австрии было принято играть ночью под окнами своего недруга резко звучащую «кошачью музыку». Пьеса Б. Тардоша с таким заголовком шутливо намекает нам на этот старинный обычай. Являясь политональным «этюдом на беглость», по стилю она близка уже упомянутой пьесе С. Слонимского «Чёртово колесо».
«Сицилиана» X. Бадингса интересна своим суровым фригийским ладом, придающим ей несколько «архаический» характер. Вообще, черты стилизованной архаики, порою в сочетании с элементами фольклора, нередко проявляются в музыке XX века. Они заметны и в пьесах Ж. Дандло «Ядвига» и Ж. Тайфер «Роза Анжу».
На страницах сборника ученик встретится и с образами тропической экзотики. Как правило, подобные пьесы ставят прежде всего ритмические задачи. Играя «Песнь островов» П. Мориса, ученик столкнется с одной из таких задач — несовпадением ритма и метра в партии аккомпанемента. Трехзвучное строение мотивов как бы вступает в противоречие с четырехзвучной группировкой. Эта особенность ритма, присущая африканской музыке, стала в прошлом столетии широко применяться в джазе. В пьесе «Обезьянки на дереве» Б. Берлина исполнитель столкнется с неоднократной сменой метра 3/4 и 2/4. «Песня пальмы» Р. Валера при очень прозрачном изложении содержит много синкоп — в полном соответствии с традициями латиноамериканской музыки.
Кто не зачитывался в детстве историями про морских разбойников? Мальчиков, поклонников Бармалея и Джона Сильвера, наверняка привлекут «Тихоокеанские пираты» А.-Р. Тилли. Педагоги же знают, что подобные энергичные маршеобразные пьесы всегда пользуются большим успехом на школьных концертах.
Сборник завершается несколькими произведениями в джазовом стиле. Среди них есть простые джазовые этюды—две пьесы М. Шмитца из сборника «Джаз-Парнас» и «Ритм блюза» И. Бертолотто. Последняя интересна своим оригинальным метрическим строением: 8/8=3/8+3/8+2/8.Эти три вещи предназначены, пожалуй, не столько для публичного исполнения, сколько для игры в классе. Что же касается пьес Э. Градески («По дороге домой из школы») и Ф. Рыбицкого («Фокстрот»), то они с энтузиазмом будут восприняты не только играющим, но и публикой.
- С. Майкапар. Облака плывут
- А. Гедике. Миниатюра
- А. Гедике. Прелюдия
- А. Гречанинов. Сиротка
- А. Гречанинов. Танцуя
- А. Гречанинов. Восточный напев
- А. Гладковский. Маленькая танцовщица
- А. Живцов. Свирель
- A. Живцов. Весенний ручей
- Г. Галынин. Лебеди
- И. Парфёнов. Белочка
- И. Парфёнов. О чём пела кукушка?
- И. Парфёнов. Танец зелёной лягушки
- И. Парфёнов. Васька-кот танцует гавот
- С. Слонимский. Чёртово колесо
- С. Слонимский. Маленькое рондо
- С. Слонимский. Чарли Чаплин насвистывает
- М. Парцхаладзе. Жалоба
- B. Куртиди. В лесу
- А. Хачатурян. Вечерняя сказка
- Л. Вайнштейн. Сицилиана
- A. Стоянов. Снежинки
- B. Лютославский. Вальс
- Ф. Рыбицкий. Танго
- Ф. Рыбицкий. Итальянская серенада
- Б. Тардош. Кошачья музыка
- X. Бадингс. Сицилиана
- Ж. Дандло. Ядвига
- П. Морис. Песнь островов
- Ж. Тайфер. Роза Анжу
- Б. Берлин. Обезьянки на дереве
- А.-Р. Гилли. Тихоокеанские пираты
- Р. Валера. Песня пальмы
- Э. Градески. По дороге домой из школы
- Ф. Рыбицкий. Фокстрот
- М. Шмитц. ДВЕ ПЬЕСЫ
- И. Бертолотто. Ритм блюза
Во избежание возможных недоразумений, Администрация сайта напоминает - весь нотный материал получен из открытых источников и представлен категорически на безвозмездной основе исключительно для ознакомления и заведомо в сниженном разрешении
Уважаемые посетители, если вам нравится наш сайт, вы можете помочь в его продвижении и дальнейшем развитии. Будем благодарны любой материальной поддержке. Сумму пожертвования можно направить заполнив форму ниже